Сайт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда«

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий»

  •    школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  •         прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  •       по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  •         в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  заместитель директора по ВР;
  •        для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  •         в соответствии  с Паспортом доступности  от  04.09.2017 года учреждение доступно условно избирательно (К,О,С,Г,У). Категория обслуживаемых инвалидов – инвалиды по общему заболеванию;
  •          все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивный зал, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  •          имеется план мероприятий по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов  и лиц с ОВЗ;
  •         имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,  в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  •      электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается  доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  •       специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид«. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
    • слепых и слабовидящих обучающихся;
    • обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
    • обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
    • обучающихся с задержкой психического развития;
    • обучающихся с умственной отсталостью;
    • обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
    В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты бразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии.Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на ряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).